АРТЁМ КАРАПЕТЯН – ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО И СМЕРТЬ АРИСТОКРАТА КИНОДУБЛЯЖА 5 лет назад, в ночь с 17 на 18 ноября 2011 года скоропостижно скончался популярный советский (российский и армянский) артист-ветеран Артём Карапетян. Как говорят, во сне у него неожиданно оторвался тромб. После такого состояние человека обычно становится несовместимым с дальнейшим продолжением жизни. Увы, в случае с Артёмом Яковлевичем всё вышло именно по данной трагической традиции: спустя несколько минут наступил летальный исход. Карапетян ушёл из живых через пять месяцев после того, как отпраздновал свой 85-й день рождения. Эта удручающая новость быстро разнеслась по интернету и сразу шокировала тех, кто ценил голос этого талантливого и трудоспособного актёра, которым говорили с экрана Альберто Сорди и Ив Монтан, Луи де Фюнес и Мишель Пикколи, Отто В.Фишер и Альберт Финни, Жерар Баррэ и Бен Кингсли. Да и многие-многие другие зарубежные лицедеи разного калибра и статуса. Кстати, о статусе Карапетяна следует сказать отдельно. Очень немного существует в кино имён, упоминание которых автоматически ассоциировалось бы у зрителя с определённым жанром или каким-нибудь направлением сего вида искусства. Например, имя того же Луи де Фюнеса сразу же связывается с комедиями, Сергея Бондарчука – с масштабными историко-военными полотнами, Клинта Иствуда – с вестернами, Брюса Ли – с фильмами-кунг-фу и т.д.. Имя же Артёма Яковлевича Карапетяна в сознании русскоязычной широкой кинопублики всегда было квинтэссенцией такой отрасли кинематографа, как дубляж зарубежных фильмов. Думается, что в народе ему не зря присвоили негласный титул «некоронованного короля дубляжа и озвучания». БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Родился он в столице Грузии Тбилиси 26 июня 1926 года. Учился в русской школе. Там же окончил Театральную студию при Театре Грибоедова. Затем уехал в Армению. Работал в Ереванском русском драматическом театре им. Станиславского. В том же городе начал сниматься в фильмах Ереванской киностудии, которую потом переименуют в «Армен-фильм». На сцене ему даже довелось сыграть Сталина в спектакле «Кремлёвские куранты». В 1959 году переехал в Москву, жил в одном общежитии с приехавшим покорять столицу молодым певцом из Днепропетровска Иосифом Кобзоном. Со временем построил себе в первопрестольной кооператив. В последние годы вместе со своей женой Людмилой Александровной (много младшей его) проживал неподалёку от знаменитого Белорусского вокзала. По трудовой книжке Карапетян порядка трёх десятков лет проработал на Киностудии им. Горького, куда его впервые привёл на подработку в дубляже известный актёр Ростислав Плятт (будущий пастор Шлаг), почувствовавший в молодом и неизвестном коллеге-лимитчике прирождённую одарённость к озвучиванию. Тогда, в конце 1950-х – с подачи Плятта – ещё малоопытного Тёму (как его называли друзья) попробовали во французскую ленту «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли. «Я тогда пробовался вместе с артистом А.Толбузиным и провалил пробу. – впоследствии вспоминал наш герой – Но эта проба осталась в студийном архиве. Её просмотрели другие люди и пригласили уже на конкретную работу. Так и началась моя жизнь в дубляже». Хотя артист имел постоянную профессиональную прописку на Горьковской «кинофабрике», однако он был часто приглашаем и на «Мосфильм», на «Союзмультфильм», на республиканские студии («Армен-фильм», Студию им. Довженко, «Грузия-фильм», Рижскую киностудию), на московское радио, на радио ереванское и так далее и тому подобное. В 60-е, 70-е и 80-е карьера Карапетяна была в ярком зените. Его востребованность у режиссёров озвучания была крайне высокой. Затем грянул развал Советского Союза. И хотя работы стало в разы меньше Артём Яковлевич, тем не менее, как выстоял в своей профессии. Помогла репутация мэтра. В постсоветское время ему даже довелось стать режиссёром дубляжа на популярной – особенно в лихие 90-е годы – телекомпании «НТВ». Не можем не процитировать и общеизвестную цитату из сети, характеризующую профессиональный уровень артиста: «В 1970-е годы Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ) использовал голос Карапетяна в качестве эталона, записав с ним тексты, по которым настраивалась звуковая аппаратура всех киностудий Советского Союза. А в 1986 году издательством «Советская энциклопедия» Карапетян был включен в «Кинословарь» как «один из выдающихся актеров дубляжа». Его голос звучал в каждом третьем переозвученном фильме». Как говаривал сам Артём Яковлевич: «Работал я много и во многих местах. Бывал даже на эстраде. Только в цирке, разве что, не довелось поработать… Были у меня и киносъёмки (фильмы «Продавец воздуха», «Красная стрела», «Тайник у красных камней», «Чёрный принц Аджуба»…- прим. авт.). И хотя я снялся в нескольких десятках картин, но ими я не могу так похвалиться, как своими свершениями на озвучании и на дубляже». Вот именно эти свершения сейчас мы и будем с Вами вспоминать. Читайте продолжение статьи в авторском блоге на сайте: http://legendy-kino.ru/artyom-karapetyan-zhizn-tvorchestvo-i/